Возврат аванса потребителю
"Многолетняя юридическая практика на благо вашего бизнеса"
logo

Компания должна вернуть аванс при отказе потребителя от абонентского договора?

Продолжаем обсуждать потребительские вопросы, актуальные для компаний и предпринимателей, работающих в сегменте В2С. Сегодня предметом обсуждения будет вопрос возврата неотработанного аванса, полученного от потребителя, за оказание услуг. Данная ситуация является очень распространенной в силу широкого внедрения подписочной/абонентской модели потребления услуг (IT-услуги, техническое обслуживание и др.).

И так перед нами вопрос (условный пример) – потребитель подписался на услугу за 100 руб. в месяц, но через 15 дней отказался от договора, нужно ли вернуть ему 50 руб.? Давайте посмотрим, что говорит судебная практика по данному вопросу.


Фактура дела:

П. обратился в суд с иском к обществу (исполнителю) о защите прав потребителя, указав, что в процессе оформления кредита на приобретение автомобиля ему была навязана дополнительная услуга «Техническая помощь на дороге», исполнителем которой является ответчик. Денежные средства в размере 255 000 руб. за указанную услугу списаны банком с кредитного счета истца.


Позиция судов нижестоящих инстанций:

Решением суда иск П. удовлетворен частично.

Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда и принимая по делу новое решение об отказе в иске, сослался на то, что истец вступил в отношения с обществом (ответчиком по делу) только относительно услуг по оказанию технической помощи на дороге, при этом денежные средства в размере 255 000 руб. уплачены П. автосалону (продавцу), а следовательно, оснований для их взыскания с общества не имеется.

С данными выводами суда апелляционной инстанции согласился кассационный суд общей юрисдикции.


Что сказал Верховный Суд?

Верховный Суд отменил постановления судов апелляционной и кассационной инстанций в связи со следующим.

В силу Гражданского кодекса РФ и Закона о защите прав потребителей потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.

Из приведенных положений закона следует, что потребитель в любое время вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуг и потребовать возврата уплаченных по договору сумм за вычетом фактически понесенных исполнителем расходов.

Обязанность доказать наличие таких расходов и их размер в данном случае возлагается на исполнителя.

Если имеет место абонентский договор на оказание услуг, то потребитель имеет право требовать возврата денежных сумм, уплаченных за тот период действия договора, на который он досрочно прекращен.

Вывод:

Если потребитель отказался от договора, то ему подлежит возврату стоимость услуг (работ) за неотработанный период.

Единственное исключение – можно удержать суммы фактически понесенных компанией расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору. Однако бремя доказывания таких расходов и их обоснованность лежит на компании. На мой взгляд, это все-таки очень редкая и трудно доказуемая ситуация. Например, такими обоснованными расходами может являться закупка какого-либо оборудования (найм сотрудников) для оказания услуг именно этому клиенту под его индивидуальные потребности.

Блог в TenChat

TenChat

Бесплатная телефонная консультация!


+7 985 123 79 99

WA

TG



Home