Одностороннее изменение продавцом цены товара после заключения договора
Данной статьей я начинаю цикл публикаций особенно актуальных для компаний и предпринимателей, работающих в сегменте В2С. Публикации будут основываться на судебных спорах, прошедших в последнее время между бизнесом и потребителями.
Начнем обсуждение с популярной ситуации, когда покупатель приобретает товар на сайте (к примеру, за 19 или 100 руб.), однако спустя некоторое время продавец отменяет такой заказ (поскольку в реальности товар стоит несколько тысяч руб.) по причине допущенной «технической ошибки» на сайте или в мобильном приложении.
Возникает резонный вопрос – может ли продавец отменить такой заказ (уже после получения денег от покупателя), если была допущена техническая ошибка?
Ответ на данный вопрос (на примере одного судебного дела) недавно дал Верховный Суд РФ в Обзоре судебной практики по делам о защите прав потребителей.
Какая была фактура дела?
А. обратился в суд с иском к продавцу о возложении обязанности по передаче приобретенного дистанционным способом товара, указав, что между сторонами спора через мобильное приложение заключен договор розничной купли-продажи товара и со счета истца списаны денежные средства в счет полной оплаты товара.
Впоследствии продавец сообщил о невозможности доставки заказанного товара и возвратил истцу уплаченные денежные средства. Продавец обратился со встречным иском к А. о признании договора купли-продажи недействительным, ссылаясь на то, что на сайте ответчика произошел технический сбой, в результате которого цены на товар стали отражаться некорректно и явно несоразмерно обычной стоимости соответствующих товаров. После выявления технической ошибки А. направлено сообщение о невозможности выполнения заказа по указанным ценам и предложено приобрести товар из заказа при условии доплаты до его полной фактической стоимости.
Что решили суды нижестоящих инстанций?
Разрешая спор и признавая договор купли-продажи товара недействительным, суд первой инстанции исходил из того, что при его заключении имело место злоупотребление правом со стороны покупателя и заблуждение, вызванное технической ошибкой, со стороны продавца.
Суды апелляционной и кассационной инстанций согласились с такими выводами.
Что сказал Верховный Суд?
Верховный Суд признал состоявшиеся по делу судебные акты вынесенными с существенными нарушениями норм права.
Размещенное на сайте ответчика предложение о продаже товара, обращенное к неопределенному кругу лиц, содержало все существенные условия договора − подробную информацию о товаре, цену, в связи с чем являлось публичной офертой.
Договор розничной купли-продажи считается заключенным с момента выдачи продавцом потребителю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения потребителя о намерении заключить договор розничной купли-продажи.
А. оформил заказ товаров и, оплатив их стоимость, осуществил акцепт оферты на предложенных продавцом условиях, то есть между сторонами заключен договор купли-продажи, в связи с чем у продавца возникла обязанность по передаче товара покупателю. Однако ответчик, получив оплату по договору, товар в адрес покупателя не отправил, ссылаясь на иную фактическую стоимость товара.
Фиксация цены происходит в момент заключения договора между покупателем и интернет-магазином, который определяется моментом оформления заказа с присвоением ему номера, который позволяет потребителю получить информацию о заключенном договоре розничной купли-продажи и его условиях. Изменить цену, объявленную в момент оформления заказа, продавец в одностороннем порядке не вправе.
Суд первой инстанции не обосновал наличие со стороны покупателя злоупотребления правом и не указал, каким образом А. с учетом периодически проводимых продавцом акций, принятия им заказа и полной оплаты по договору, должен был распознать наличие технической ошибки в публичной оферте.
Какие выводы можно сделать по итогам данного дела?
-
Если допущена ошибка в цене и уже заключен договор купли-продажи, то в 99% случаев вы не сможете изменить цену договора. Исключение, на мой взгляд, может быть одно – если техническая ошибка привела к снижению цены в сотни-тысячи раз. Например, продажа автомобиля за 30 тысяч руб. вместо 3 млн руб. В этом случае, на мой взгляд, есть шансы побороться в суде.
-
Нужен налаженный контроль за рабочими процессами продаж, а также за технической инфраструктурой (в т.ч. за защитой сайта от взлома) на базе которой вы ведете торговлю. К примеру, если имел место факт взлома сайта, то нужно получить соответствующие письменные технические заключения независимых специалистов по данному вопросу. Возможно, в этом случае тоже будет шанс попасть в 1% случаев как указано в абзаце выше.
Бесплатная телефонная консультация!