Оспаривание отзывов в Интернет
"Многолетняя юридическая практика на благо вашего бизнеса"
logo

Оспаривать ли в суде негативные отзывы о компании, размещенные в Интернет?

Многие предприниматели часто задаются этим вопросом. Так вот, 1 ноября этого года Арбитражный суд г. Москвы в очередной раз высказался по этому вопросу.

Один из крупнейших ритейлеров обратился в суд с заявлением о признании не соответствующими действительности сведений (отзывов), порочащих деловую репутацию, размещенных в сети Интернет.

По мнению ритейлера, распространенные сведения сформулированы в форме утверждений и представляют собой информацию о недобросовестном поведении компании. Данные сведения являются недостоверными, порочащими деловую репутацию, поскольку создают у потенциальных партнеров, клиентов ложное представление о том, что заявитель, будучи субъектом предпринимательской деятельности, осуществляет ее некачественно и оказывает неквалифицированные услуги. Такие утверждения формируют негативное общественное отношение к хозяйственной деятельности заявителя.

Что думаете решил суд? Суд в иске отказал по следующим причинам (с юридической точки зрения это было ожидаемо):

1) Оспариваемые сведения являются оценочными суждениями, которые не могут являться предметом судебной защиты, поскольку являются выражением субъективного мнения и взглядов лиц, оставивших их, и не могут быть проверены на предмет соответствия действительности.

При использовании интернет-площадок пользователи самостоятельно осуществляют поиск компаний, а также обмениваются мнениями о товарах, работах и услугах, которые предоставляют эти компании, основываясь исключительно на личном опыте. В частности, различными пользователями были оставлены отзывы (как положительного, так и отрицательного характера) о поведении компании.

Само по себе субъективное мнение о качестве услуг и деятельности организации, изложенное в корректной форме и не носящее оскорбительного характера, не может быть признано недостоверной и порочащей информацией. В данном случае частные мнения авторов могут быть оспорены в порядке полемики, то есть ответа, реплики или комментария.

2) В соответствии со сложившейся судебной практикой порочащими, в частности, являются сведения, содержащие утверждения о нарушении действующего законодательства, совершении нечестного поступка, неправильном, неэтичном поведении в личной, общественной или политической жизни, недобросовестности при осуществлении производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности, нарушении деловой этики или обычаев делового оборота, которые умаляют деловую репутацию.

В данном деле таких обстоятельств установлено не было.

3) Оспариваемые отзывы потребителей опубликованы на специализированных информационных ресурсах, выполняющих экономическую и социальную функцию. Такие сайты предоставляют потребителям:

- информацию, необходимую им для самостоятельного принятия решений;

- содействуют участию всех сторон (и коммерческих организаций, и потребителей) в свободном обмене достоверной информацией по всем аспектам потребительских товаров;

- побуждают организации к урегулированию споров с потребителями оперативным, справедливым, прозрачным, не сопряженным со значительными расходами, доступным и неофициальным образом, потребителям предоставляется возможность публикации отзывов, а компаниям — возможность размещения ответов на отзывы и претензии и выстраивания диалога с потребителем.

4) Согласно общепринятых принципов и норм международного права, а также учитывая позицию Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ право потребителей на публикацию отзывов о деятельности коммерческих организаций (в том числе негативных) является важным элементом системы защиты прав потребителей, поэтому ограничение потребителей в создании негативных отзывов не допускается.

Какие можно дать предпринимателям рекомендации по данному вопросу?

Дела о защите деловой репутации являются одной из самых сложных категорий дел, рассматриваемых судами (например, без лингвистической экспертизы точно не обойтись). Во многом по той причине, что в таких делах очень много субъективности при оценке высказанных слов и выражений (например, два научных филологических учреждения могут дать противоположную оценку спорным высказываниям).

Поэтому рекомендация такая - если потребитель не высказал в своем отзыве заведомо порочащих сведений (например, о совершении вами преступления или административного правонарушения), то лучше не доводить спор до суда. Иначе есть большой риск (помимо обидного факта проигрыша дела) попасть на значительные судебные расходы (проведение судебных экспертиз, возмещение затрат на юридические услуги для другой стороны). Кроме того, не стоит забывать, что ваш оппонент пока идет суд может продолжать свою PR-активность по «условно законному очернению вашего бизнеса», которая вам точно не понравится.


Блог в TenChat

TenChat

Бесплатная телефонная консультация!


+7 985 123 79 99

WA

TG



Home