Реестр недобросовестных поставщиков
"Многолетняя юридическая практика на благо вашего бизнеса"
logo

Боитесь попасть в реестр недобросовестных поставщиков? Шансы отбиться выросли

Все компании, участвующие в госзакупках, находятся под риском попадания в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) по тем или иным основаниям. Иногда в реестр можно попасть и по совершенно формальным и незначительным причинам.

В октябре 2023 года Верховный Суд РФ рассмотрел такое дело и принял позитивное решение для бизнес-сообщества, которое, надеемся, послужит защите прав предпринимателей.

Какова фактура дела?

Госучреждение провело аукцион на поставку медицинских товаров. Победителем признано ООО «Н» с ценовым предложением 11,8 тысяч руб. Учреждение направило победителю проект контракта для его подписания.

В связи с неподписанием ООО «Н» проекта контракта в установленный законом пятидневный срок учреждение разместило в единой информационной системе протокол отказа от заключения контракта, в соответствии с которым общество признано уклонившимся от заключения контракта.

До публикации протокола общество по электронной почте направило в учреждение письмо с просьбой не признавать его уклонившимся от заключения контракта, поскольку товар в полном объеме изготовлен и готов к отгрузке, учреждению направлено обеспечение исполнения контракта. В этот же день обществом направлено учреждению повторное письмо с изложением обстоятельств и просьбой продлить срок подписания проекта контракта. Также общество направило в УФАС заявление с просьбой рассмотреть возможность заключения контракта с учетом изложенных обстоятельств.

Однако указанные действия не дали результата и решением УФАС сведения в отношении ООО «Н» включены в РНП сроком на 2 года.

ООО «Н» не согласилось с таким решением УФАС и пошло оспаривать его в суд.

Изучив внимательно все обстоятельства дела суды первой и апелляционной инстанции признали решение УФАС незаконным, поскольку установили:

1) отсутствие у ООО «Н» умысла на уклонение от заключения контракта;

2) совершение необходимых приготовлений к исполнению контракта (наличие товара, о чем учреждение было уведомлено до принятия протокола о признании победителя аукциона уклонившимся от подписания проекта контракта);

3) социально-ориентированный характер деятельности ООО «Н»;

4) продолжительный период надлежащего исполнения госконтрактов, в т.ч. заключенных с учреждением;

5) незначительный объем поставок по подлежащему заключению контракту при всем объеме исполненных контрактов и несопоставимость цены контракта (11,8 тысяч руб.) наказанию с учетом правовых последствий для учреждения, вызванных незаключением проекта контракта.

Таким образом, суды в целом пришли к выводу, что примененная УФАС мера ответственности в виде включения в РНП является чрезмерной.

Однако на этом спор не закончился, т.к. УФАС пошло оспаривать решения судов в кассацию. И кассация отменила принятые судебные акты и встала на сторону УФАС, поскольку, по ее мнению, уклонение от заключения контракта может иметь место не только при совершении умышленных действий/бездействия, но и в случаях, когда участник аукциона по небрежности не совершает необходимых мер и не обеспечивает заключение контракта.

После такого решения кассации итоговую точку в данном деле мог поставить только Верховный Суд, который и рассмотрел жалобу компании.

По итогам рассмотрения дела Верховный Суд отменил решение кассации и оставил в силе судебные акты первой и апелляционной инстанции и, тем самым, окончательно признал решение УФАС о включении в реестр незаконным.

Какие доводы привел Верховный Суд признавая незаконным решение УФАС?

1) Закон о контрактной системе не содержит безусловной обязанности УФАС включать сведения о поставщике в реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.

2) УФАС не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения закона и обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, дать оценку существенности нарушения, степени вины участника, ущербу, нанесенному заказчику.

3) Меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции должны соответствовать принципу юридического равенства и быть соразмерными конституционно защищаемым целям.

Какие выводы можно сделать по итогам данного дела:

1) Суды продолжают следовать тенденции последних лет и внимательно изучают действия хозяйствующих субъектов на предмет добросовестности. Если таковой у вас нет, то и в суде вам может ничего не помочь (например, использование формальных зацепок неэффективно).

2) Нужно обязательно документально фиксировать свою добросовестность, а именно: фиксировать в рамках деловой переписки с контрагентами все свои действия, предложения, доводы и возражения. Чем больше у вас будет нужных документов к суду, тем лучше. Нельзя никогда оставлять деловые письма ваших контрагентов без ответа, поскольку это может расцениваться как проявление недобросовестного поведения*.

3) Надо помнить, что сфера госзакупок это высокорискованная сфера деятельности и соответствующие подразделения (ответственные за госзакупки) внутри каждой компании должны работать как часы и неукоснительно соблюдать требования законодательства.

*полезный совет на все случаи жизни


Блог в TenChat

TenChat

Бесплатная телефонная консультация!


+7 985 123 79 99

WA

TG



Home